Архитектурная акустика
Слушатель, находящийся в концертном зале, помимо нужных ему звуков воспринимает и цепь повторений этих звуков, которые появляются с запозданием в результате отражения от поверхностей помещения. Повторения следуют непосредственно друг за другом и мешают слышать прямой источник звука.
Каким образом архитектура влияет на акустику?
Ключевым заданием архитектурной акустики является исследование условий, которые определяют слышимость музыки и речи в помещениях, а также архитектурно-планировочных решений, обеспечивающих нормальные условия слухового восприятия. Здесь роль квалифицированного строителя важна не менее чем специалиста по акустике. Акустические требования, предъявляемые к помещениям каждой группы, одинаковы. Именно поэтому для начала нужно рассмотреть основные факторы, которые обусловливают акустику залов. В помещении создается сложное звуковое поле в результате того, что звуковые волны испускаются от источника к ограждениям, от которых потом многократно отражаются.
Геометрия пространства
Приблизительная оценка размера и формы помещения с акустической точки зрения заключается в рассмотрении звукового поля, на базе позиций геометрической акустики. То есть в анализе распространения отраженных и прямых волн, и построении лучевого эскиза. Для этого от источника звука непосредственно до его столкновения с поверхностью прокладывается луч, и если его угол падения и угол отражения совпадают, строится звуковой отраженный луч. Для залов с архитектурной акустикой нужно предусматривать такую форму стен и потолка, которая будет отражать часть звуковых лучей в конец зала. Это необходимо потому, что звуковая энергия распределяется по залу неравномерно. В передних рядах она велика, а потом снижается за счет звукопоглощения людьми, находящимися в зале.
Отражение звука
Кроме того, большую роль здесь имеет следующий факт: зрители, сидящие в первых рядах, экранируют звуковые волны. Поэтому соотношение длины помещения к его средней ширине должно вымеряться в пределах один к двум. Если вторая цифра превышает нужный результат, то диффузность звукового поля существенно ухудшится. Если она меньше - получается нежелательное запоздание отражений от боковых стен, в результате чего слышимость ухудшается на боковых местах. В этих же пределах нужно высчитывать и отношение средней ширины зала к его средней высоте. От задней стены зала до передней должно быть не более тридцати метров. В залах со сценой это же расстояние считается от задней стены до занавеса.